В этом смысле очень характерно изменение роста у рекордсменов мира в прыжках в высоту. Первый официальный рекордсмен американский прыгун У. Пейдж, еще в 1887 году показавший превосходный по тем временам результат — 193 сантиметра, был ростом всего в 169 сантиметров. Следующий рекордсмен мира был уже повыше: М. Суини — 173 сантиметра.
Он увеличил рекорд на четыре сантиметра. Д. Хорайн, именем которого был назван новый стиль прыжка в высоту, первым преодолел два метра и в 1912 году показал результат в 201 сантиметр. У него был рост 180 сантиметров. Потом рост новых рекордсменов колебался от 181 до 186 сантиметров. Именно такой рост— 186 — был у многих рекордсменов мира нашего времени: у Л. Ситроса (1941 год — результат 211 сантиметров), Ч. Дюмаса (1956 год — 215), П. Матцдорфа (1971 год — 229).
Попадались, правда, среди них и гиганты: У. Дэвис, прыгнувший в 1953 году на 212, был из них самым высоким, да и пока остался самым высоким—204 сантиметра. У Д. Томаса, преодолевшего в 1960 году 222 сантиметра, был рост 198. А Д. Стоунз, поднявший рекорд до 232 сантиметров, не «дорос» до двух метров всего четырех сантиметров. Наш Владимир Ященко тоже по современным понятиям обладает отменным ростом: 192 сантиметра.
Короче говоря, тенденция к увеличению роста рекордсменов мира в прыжках в высоту очевидна. Если мысленно выстроить их всех — от первого рекордсмена до нынешнего, — это станет еще очевиднее. А первый, Пейдж, рядом с Ященко будет выглядеть как мальчик — и до плеча Ященко не достанет. Правы были древние, когда говорили: «Времена меняются, и нас меняют с собой...»
Но, конечно же, рекорды будут расти не только потому, что растет человек. Совершенствуются методы отбора спортсменов, методика их подготовки и их спортивная техника. Техника движений. Сколько различных стилей рождалось и со временем отмирало в тех же прыжках в высоту: сначала прыгали «ножницами», потом появился «хорайн» (у нас его называли «перекатом»), потом «волна», «перекидной», «фосбери-флоп».
Наверняка появится что-то еще. И этот новый стиль станет еще более рациональным, экономичным и, вполне возможно, совершенно неожиданным внешне и сложным по технике исполнения, как, скажем, «фосбери». Стиль этот поначалу просто ошеломил и спортсменов вместе с их тренерами, и любителей спорта. Нечто непонятное и удивительное... Поговаривали даже о том, чтобы запретить этот стиль как очень опасный, а разобрались — и ничего, прижился, многие прыгуны им вооружились. И снова пошли вверх результаты... А ведь целых пять лет потребовалось для того, чтобы новый стиль вошел в практику, окончательно утвердился.
|