Contents
. Анализ произведенной в мастерских Отрара
Анализ произведенной в мастерских Отрара керамической продукции, высшим образом из ям, наводненных браком и боем, а также керамики, по ряду обстоятельств не доведенной до кондиционного состояния (необожженной, расписанной, однако не обожженной, керамики из обжиговых камер), дает возможность наметить дороге специализации виртуозов. Она, по мнению немногих исследователей, нужна была существовать уже в домонгольское досуг. Данное подтверждается выделением специализированных гончарных печей, вниманием ремесленников к лишь определенным видам изделий и разделением труда внутри крупных мастерских.На Отраре, в мастерской I квартала керамистов 92% всей производимой керамики составляли водоносные кумганы и кувшины. В мастерской II мастер специализировался на производстве двуручных горшков средних чирагов и размеров, в мастерской III выпускалась штампованная керамика, фляги, а также поливная посуда, в мастерской IV выделывали водоносные кувшины и поливную керамику. Наблюдается кооперация двух находящихся возле мастерских IV и VI в изготовлении посуды. В производственной части последней мастерской, на том месте, где в большинстве случаев располагалась печь, находилась площадка для энергичной сушки изделий, применялась особая жаровая система. Возможно быть, здесь осуществлялся промежуточный ход производства— сушка изделий и передача полуфабрикатов в мастерскую IV. По этнографическим материалам вестимо, то что существовала команда гончаров, работавших начерно, изготовлявших керамику без поливы, тогда как разрисовка, укрытие поливой и восстановительный обжиг производились прочими мастерами. В пользу такой специализации мастерской IV знаменует и огромнее, нежели в альтернативных мастерских, число фрагментов необожженных сосудов.
Помимо главного ассортимента в всякой мастерской, возможно, для личных нужд изготавливались и прочие типы изделий. Фрагменты их в маленьком числе обнаружены в отвалах. Так, несомненно, неповторимым составляет глиняный широкогорлый кувшин с дугообразной, как у ведра, ручкой, найденный в мастерской VII, раскопанной частично.
Еще затем, видимо, зашел процесс специализации в XVII в.Читайте также: Независимая аналитика. В больших мастерских кварталов «Л» и «У» главным продуктом производства являлись водоносные кувшины, двуручные горшки и хумы. Умеренные мастерские с печками во двориках выпускали неполивную и мелкую посуду, чаши типа пиалы и кесе, тарелки.
Это явление подтверждается этнографическими наблюдениями за характером гончарного производства в Средней Азии, в частности в Хорезме. Одни гончары совершали посуду, альтернативные, трубы для арыков, третьи—тандыры. В свою очередь, гончары, изготавливавшие посуду, делились на таких, кто делал меленькую поливную керамику и в общем керамику на круге, и таких, кто специализировался на изготовлении крупных форм.
Повсеместно в Средней Азии отмечалась специализация на производстве поливной и неполивной посуды, ассортименте глазурованной керамики. В окружении риштанских мастеров одни выпускали посуду только с белой поливой, альтернативные, только с желтым фоном. Инструментарий, в частности формы для приготовления штампованной керамики, мастера делали для себя сами. Все мастера независимо от специализации изготавливали такие меленькие формы, как детские игрушки.
В средневековом городке нет четкой границы промеж торговцами и ремесленниками, большая часть из них сами продают свои изделия как раз из мастерской. В позднее досуг в Хорезме отмечена частичная продажа товарной продукции на месте и на базаре. Продукция могла реализовываться и спустя скупщиков, вафуруш. Отсутствие в раскопанных мастерских XIII—XV вв. на рабаде Отрара запасов готовой продукции вынуждает подозревать существование расположенного где-то поблизости базара, куда отвозили продукцию на продажу. Гончары же, в XVII в. населявшие квартал на местности городка, могли продавать товар лично на месте, спустя лавки, выходящие на магистральные улицы. В связи с этим в домах квартала обнаружены ямы, склады для посуды.
Таким образом, гончарное ремесло в позднесредневековом южноказахстанском городе развивалось в общем русле керамического производства среднеазиатско-казахстанского региона. И ежели вопросы коалиции гончарного ремесла в предшествующее время во многом гипотетичны, а также его специализация еще только намечается, то во второй половине XIII—XV в. и особо в XVI—XVII вв. наблюдается специализация мастеров на изготовлении тех или иных видов керамической продукции, выясняется внутренняя структура ремесленного производства. Археологические материалы из раскопок позднесредневекового Отрара позволяют также глубже представить технологию самого процесса производства, изучить быт гончаров. Читайтетакже: socialmedik.com.